
Иллюстрация: Nelson Carvajal
Американская киноакадемия собрала советы для сценаристов, которыми поделились разные кинематографисты: от Стивена Спилберга до Дэнни Бойла, и составила из них открытое послание.
Дорогие сценаристы,
Чтобы стать успешным, нужно сначала найти вдохновение.
Следуйте за своим любопытством. Порой истории можно встретить в самых неожиданных местах[1].
Будьте первым. Ищите такие истории, которые будут рискованными, но в то же время расскажут о том, какой вы автор и во что верите, о вашем взгляде на положение вещей. Если эти истории будут достаточно личными, то их захочет узнать больше зрителей[2].
Пишите великие истории. Великие сценарии с великими историями[3].
Но будьте реалистом. Если вы только начинаете, напишите сценарий для фильма, который можно снять недорого. Не надо писать сценарий для картины с бюджетом в 200 миллионов долларов, а потом удивляться, что никто не хочет его снимать[4].
Независимо от того, насколько вы талантливы, сценарная работа всегда будет тяжелым трудом.
Она ничем не отличается от игры на скрипке: и в том и в другом случае вам нужно практиковаться. Читайте сценарии любимых фильмов. Смотрите фильмы и параллельно читайте сценарии на ноутбуке. Попытайтесь понять, как они устроены. Выясните, как все выглядело на уровне сценария и было реализовано[5].
Будьте готовы выкладываться. Это похоже на тренировку. Тут сложнее всего надеть кроссовки.
Просто возьмите и напишите плохой драфт. Пусть он получится дерьмовым. Если вы только подумаете о том, что в вашем сценарии не хватает ставок, тут же возникнет желание дописать[6].
Приступая к работе, сосредоточьтесь на мастерстве. Не отвлекайтесь на другие факторы и не пытаетесь предположить, чего хочет индустрия.
Не беспокойтесь ни о ком и ни о чем, кроме себя самого. Сконцентрируйтесь на том, что любите и чему доверяете — именно это поможет вам дописать сценарий до конца[7].
Не пишите одновременно четыре сценария. Пишите по одному[8].
Если говорить о техниках письма, нужно иметь в виду несколько важных вещей.
Не надо увлекаться описаниями. Пусть действия и диалоги делают главную работу[9].
Напишите такой драфт, в котором не будет никаких сценических указаний и скобок. Уберите все это и просто посмотрите, как актеры могли бы его сыграть[10].
Запомните: во всех лучших сценариях сначала создавались персонажи.
Зритель не должен полюбить героя — он должен им заинтересоваться. Наверное, лучший момент во всем сценарии — это именно когда вам удается заставить зрителя перестать симпатизировать персонажу[11].
И, пожалуйста, не надо описывать женских персонажей как «сломленных, но прекрасных». Пожалуйста. Пожалуйста.
В описании внешности героя старайтесь быть максимально лаконичным — описывайте только то, что действительно важно для истории[12].
Не бойтесь нарушать «правила».
Старайтесь не сильно беспокоиться о том, что подумают другие, будет ли фильм популярным, насколько по структуре сценарий соответствует ожиданиям студийных боссов и т.д.[13]
И самое важное — идите до конца. Продолжайте писать. Мы все зависим от вас. Без ваших сценариев ничего не будет[14].
[1] Лори Макдональд
[2] Стивен Спилберг
[3] Алан Сильвестри
[4] Сет Роген
[5] Аарон Соркин
[6] Сара Сильверман
[7] Дрю Годдард
[8] Ридли Скотт
[9] Ленни Абрахамсон
[10] Джефф Дэниэлс
[11] Мэтт Чарман
[12] Бри Ларсон
[13] Джозеф Гордон-Левитт
[14] Дэнни Бойл