
На YouTube-канале Wolfcrow появилось видео, рассказывающее об отличительных чертах фильмов Мэттью Либатика, любимого оператора Даррена Аронофски: цвете, освещении и его подходе к выбору техники.
«Либатик работал с Дарреном Аронофски на всех фильмах режиссера, за исключением „Рестлера“. Они начали сотрудничество с картины „Протозоа“, однако настоящий прорыв случился после выхода „Пи“ — сверхмалобюджетного фильма, снятого на черно-белую пленку определенного типа. На этом проекте Либатик мог позволить себе только желтый фильтр. С тех пор они продолжали развиваться и, можно сказать, обогащали своими работами кинематографический словарь. В пример можно привести такие фильмы, как „Реквием по мечте“, „Фонтан“ и „Черный лебедь“. Либатик получил номинацию на премию „Оскар“ за свою с виду простую, но в то же время удивительно сложную операторскую работу в „Черном лебеде“.
Сам Мэттью Либатик говорит, что придерживается натуралистичного стиля и очень не любит изображение, которое выглядит искусственно освещенным. Во время съемок экстерьеров он старается избегать дополнительного освещения, за исключением случаев, когда без него совсем не обойтись. Чаще всего он предпочитает мягкое изображение, но не боится использовать жесткий свет.
В своих работах он очень пластичен, избегает повторяющихся элементов и ориентируется в первую очередь на режиссера. Он часто снимает на пленку, но также использовал цифру на своих последних проектах. Либатик начинал с камер компании RED, но также снимал на ARRI Alexa, а иногда использовал и камеры Canon 5D. Из объективов он работал как с Cooke, так и с Zeiss, как с Angénieux, так и с Primo, снимал на камеры Panavision и ARRI.
Если режиссер хочет использовать всего одну камеру, как, например, Даррен Аронофски, Либатик и использует одну камеру. Если для фильма нужно несколько камер (так предпочитает работать Спайк Ли), с этим он также может справиться.
Либатик известен своей любовью к форматам 16 mm и Super 16 mm, причем не только на картинах Аронофски, но и в фильмах „Страна тигров“ и „Не умирай в одиночку“. В большинстве его картин встречаются кадры, снятые на ручную камеру, которую он предпочитает стедикаму. В зависимости от проекта, Либатик может использовать любую камеру, и его единственное правило — быть проще.
Один из самых заметных его приемов — использование цвета в качестве знака отличия. Делает он это, в основном, двумя способами. Первый заключается в наличии в кадре нескольких цветов, что делает его насыщеннее, а также разделении актеров и фона при помощи цвета. Второй — это разделение фильма на эпизоды или персонажей, с превалирующей цветовой схемой для каждого: делает он это тонко, так что зритель подобного разделения не осознает.
Либатик экспонирует изображение для диафрагмы T2.8 и любит небольшую глубину резкости, но готов понизить количество стопов при необходимости. Он избегает экспонировать лица в рисующем свете и обычно предпочитает недоэкспонировать или переэкспонировать их. Даже в больших проектах, вроде „Железного человека“, ему пришлось недоэкспонировать актеров на первом плане, чтобы изображение выглядело естественнее.
При съемке экстерьеров он использует поляризационный фильтр, чтобы смешивать отражения на лицах, избегая ощущения, что кадр освещен искусственно. Он также использует отражатели и органическое стекло, чтобы осветить глаза актеров. Чтобы добиться бликов в глазах актеров, Либатик применяет несколько источников света: даже на сверхкрупных планах, казалось бы, с одним главным источником, можно увидеть до двух-трех бликов в глазах, но обычно — только один. Либатик старается делать освещение мягким, но не слишком, добавляя немного жесткого света, что больше похоже на жизнь.
В экстерьерах он использует отражатели, неотбеленный муслин и Ultrabounce, а в недавних работах применял театральное освещение. Либатик чаще всего снимает сверху. При съемке на пленку Либатик применяет экспонометр, стараясь точно определить экспозицию оттенков цвета кожи.
Он также снимает, или, по крайней мере, снимал, множество музыкальных клипов и экспериментальных проектов, и здесь он позволяет себе насладиться свободой. Он выиграл множество наград и даже поработал с Дэвидом Финчером, снимая на RED Monochrome.
Молодым кинематографистам Либатик советует не покупать камеры, а арендовать их. Он пытается добиться нужного визуального стиля изображения прямо на площадке и недолюбливает современный подход к съемке, полагающийся на гибкость RAW-файлов на цветокоррекции, которая, по его мнению, должна всего лишь дополнять изображение, которого достигли они с режиссером».